Адвокатское бюро
и юридическая компания

ПУБЛИКАЦИИ

Чего ожидать от проекта изменений в Налоговый кодекс – 2019?

04.09.2018, Законодательство

Законодательство Республики Беларусь претерпевает множество изменений, которые не могли обойти стороной и вопросы налогообложения. На сайте Министерства финансов размещен проект изменений Налогового кодекса - 2019. На этот раз законодатель решил изложить Налоговый кодекс полностью в новой редакции. Ниже представлен краткий обзор основных изменений. 

Действующая редакция НК

Проект новой редакции НК 2019

Общие вопросы

Белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь (п. 1 ст. 14 НК).

Предлагается к белорусским организациям относить также организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, но фактическое управление которыми осуществляется из Республики Беларусь.

Вместе с тем, на данный момент критерии определения «места фактического управления» не установлены. Кроме того, не вполне ясно, как будут регулироваться вопросы, связанные с фактически двойным налогообложением доходов такой компании (в РБ и в государстве регистрации). Возможно, в данном случае будет использоваться принцип определения постоянного представительства иностранной организации в РБ – при наличии у организации в РБ постоянного места управления, который установлен соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Отсутствует обязанность предоставлять в налоговый орган информацию о движении денежных средств по счетам в иностранных банках.

Предлагается установить обязанность организаций предоставлять в налоговый орган до 31 марта года, следующего за отчетным, информацию о движении денежных средств по счетам, открытым в иностранных банках.

Установлен закрытый перечень способов обеспечения исполнения налоговых обязательств: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам, электронным кошелькам в банке, арест имущества (п. 1 ст. 49 НК).

Добавляется новая мера обеспечения – банковская гарантия.

Новелла должна положительно сказаться для субъектов предпринимательства, так как уплата налогов банком вместо налогоплательщика в рамках банковской гарантии позволит предотвратить начисление пени на сумму неисполненного налогового обязательства.

Отсутствуют ограничения по размеру пени, которая начисляется на сумму неуплаченных налогов (ст. 52 НК). Т.е. сейчас сумма пени может в разы превышать размер неисполненного налогового обязательства.

Размер пени ограничивается суммой неисполненного налогового обязательства.

Новелла в полной мере позволяет достигнуть целей начисления пени, не превращая данную санкцию в «драконовские меры».

 

Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени может быть произведен не позднее 3 лет со дня уплаты указанной суммы (п. 5 ст. 60 НК).

Предлагается продлить указанный срок до 5 лет.

Налог на прибыль

Трансфертное ценообразование (ст. 30-1 НК). Налоговые органы вправе скорректировать размер налоговой базы при отклонении цен определенных категорий сделок от рыночной более чем на 20%. Т.е. базой для налога на прибыль может быть признана не контрактная цена, а рыночная цена, определенная установленными методами.

 

В перечень контролируемых сделок предлагается включить также внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами по реализации (приобретению) имущественных прав. Из перечня контролируемых сделок предлагается исключить сделки по реализации недвижимого имущества или жилищных облигаций, совершенных не с взаимозависимым лицом или не с организацией или ИП, применяющими особые режимы налогообложения.

Предлагается увеличить «порог» цены ряда сделок, после превышения которого сделки подлежат контролю – более 400 000 руб., а для сделок со стратегическими товарами и ряда сделок, совершаемых крупными плательщиками – более 2 000 000 руб.

Существенным изменением будет возможность корректировки налоговой базы, независимо от размера отклонения цены анализируемой сделки по сравнению с «рыночной ценой».

Также с учетом накопленного опыта корректируются и уточняются иные вопросы регулирования трансфертного ценообразования.

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 127 НК, п. 2 ст. 130 НК).

Предлагается ввести общий термин «затраты, учитываемые при налогообложении», в которые будут включаться как уже известные затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, так и новая категория – нормируемые затраты. Частично такие затраты и раньше фигурировали в НК, не имея специализированной категории.

Перечень нормируемых затрат предлагается расширить, включив в него. Например, предлагается нормировать управленческие услуги ИП и организациями, применяющими особые режимы налогообложения – в пределах суммы, рассчитанной исходя из установленного коэффициента соотношения средней зарплаты руководителя организации и средней зарплаты по организации в целом (до 8,0).

Также вводится отдельная категория нормируемых затрат – прочие затраты, совокупный размер которых не может превышать 1 % от выручки для целей налогообложения.

Размер инвестиционного вычета по объектам недвижимости составляет не более 10 %, а по машинам и оборудованию не более 20 % (пп. 2.6 п. 2 ст. 130 НК).

Предельные размеры предлагается увеличить до 15 и 30 %, соответственно.

Неустойка и убытки относятся на внереализационные доходы, которые отражаются в налоговом учёте на дату их признания в бухгалтерском учёте (ч. 2 п. 2 ст. 128 НК), т.е. в том отчётном периоде, когда судом было вынесено решение об их взыскании.

Предлагается установить, что данные доходы отражаются в налоговом учёте на дату фактического получения дохода. То есть в случае, если должник не исполнит своё обязательство, налог на прибыль уплачиваться с сумм неустойки и убытков не будет.

Ставка налога на прибыль по дивидендам установлена в размере 12 % (п. 5 ст. 142 НК).

Устанавливаются пониженные ставки налога, если прибыль не распределялась между участниками (акционерами), а направлялась на развитие организации:

- в течение 5 предшествующих лет – ставка 0 %;

- в течение 3 предшествующих лет – ставка 6 %.

Аналогичные изменения предлагается внести и для физических лиц в отношение подоходного налога при получении дивидендов.

Действует общая ставка налога на прибыль в отношении микрофинансовых организаций (п. 1 ст. 142 НК).

Устанавливается ставка налога на прибыль для микрофинансовых организаций 25 % (в настоящий момент такая ставка установлена для банков и страховых организаций).

Налогообложение доходов иностранных организаций

Постоянное представительство иностранной организации возникает при выполнении работ (оказании услуг) на территории Республики Беларусь в течение 90 дней непрерывно или в совокупности в 12-месячном периоде (п. 3 ст. 139 НК).

Предлагается увеличить период выполнения работ (оказания услуг) до 180 дней.

Налоговый период налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство, - календарный месяц (п. 1 ст. 150 НК).

Предлагается установить налоговый период календарный квартал.

Новелла позволит налоговым агентам уплачивать налог на доходы иностранных организаций не в следующем месяце после начисления дохода, а по истечению квартала, в котором был начислен доход (за некоторыми изъятиями).

ИП, уплачивающие подоходный налог

ИП, уплачивающие подоходный налог, учитывают доходы на дату их фактического получения (п. 7 ст. 176 НК).

Предлагается предоставить ИП, уплачивающим подоходный налог, право выбора, по какому принципу отражать доход: по принципу начисления или по принципу оплаты.

ИП, уплачивающие подоходный налог, вправе применять профессиональный вычет в размере документально подтвержденных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или

«фиксированный» профессиональный вычет в размере 10% (пп. 1.1 п. 1 ст. 168 НК).

Предлагается увеличить «фиксированный» профессиональный вычет до 20 %.

ИП, применяющие УСН

ИП, применяющие УСН и ведущие книгу учёта доходов и расходов, отражают доходы по принципу оплаты (п. 2 ст. 288 НК).

Предлагается установить, что ИП, применяющие УСН, вправе сами выбирать, по какому принципу учитывать выручку: на дату отгрузки или на дату оплаты.

Подоходный налог

Социальный налоговый вычет в части страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, по договорам, заключённым на срок не менее трёх лет, применяется в сумме, не превышающей 2 874 белорусских рублей (пп. 1.2 п. 1 ст. 165 НК).

Предлагается исключить ограничение по сумме.

Полагаем, новелла должна дополнительно стимулировать граждан к использованию инструментов накопительного страхования, в т.ч. в части формирования собственной пенсии.

При получении дохода от реализации имущества физическое лицо может использовать имущественный вычет в размере документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества, или «фиксированный» имущественный вычет в размере 10% (пп. 1.2 п. 1 ст. 166 НК).

Предлагается увеличить «фиксированный» имущественный вычет до 20 %.

Налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных иностранным гражданам, а также о некоторых других доходах физлиц – не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 11 ст. 175 НК).

Предлагается установить указанную обязанность в отношении любых доходов физлиц, полученных от налогового агента, а также ежеквартальную периодичность предоставления таких сведений (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

Налоговая декларация по подоходному налогу подаётся не позднее 1 марта, а налог уплачивается не позднее 15 мая (ст. 180 НК).

Предлагается увеличить сроки подачи декларации - до 31 марта и уплаты налога - не позднее 1 июня.

Налог на недвижимость

Ставка налога в отношении капитальных строений (зданий, сооружений) для плательщиков – организаций – 1% (ст. 188 НК)

Вводится прогрессивная ставка налога в отношении возведенных плательщиками – организациями капитальных строений (зданий, сооружений) в течение первых 5 лет после их приемки в эксплуатацию от 0,2% за второй год до 0,8% за пятый год, в дальнейшем – стандартная ставка 1%.

Годовая ставка налога на недвижимость для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства, устанавливается в размере 2% (ч. 2 ст. 188 НК).

Предлагается исключить норму.

Земельный налог

При исчислении земельного налога в отношении участков, занятых объектами сверхнормативного строительства, применяется ставка земельного налога с повышающими коэффициентами 2 и 10 (п. 5 ст. 196 НК и п. 2 ст. 197 НК).

Предлагается исключить норму.

 

Все публикации

CЛЕДИТЕ ЗА НАШИМИ НОВОСТЯМИ И ПУБЛИКАЦИЯМИ В FACEBOOK