Адвокатское бюро
и юридическая компания

ПУБЛИКАЦИИ

Новая редакция Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон, антимонопольный закон) вступила в силу 3 августа 2018 г.

08.08.2018, Законодательство

Коротко о принципиальных новеллах:

1. Расширен перечень лиц, которых Закон относит к хозяйствующим субъектам.

Требования антимонопольного закона обязательны также для физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП, но осуществляющих лицензируемую профессиональную деятельность, приносящую доход (например, адвокаты-лицензиаты), и для некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую доход.

2. Раскрываются признаки ограничения конкуренции.

Определены признаки ограничения конкуренции:

- уменьшение количества конкурентов на рынке;

- не обусловленное экономически понижение (повышение) цен;

- и др.

Указанная новелла должна поспособствовать обеспечению защиты лиц, пострадавших от ограничения конкуренции, внесению прозрачности в вопросы доказывания факта ограничения конкуренции, а также стать ориентиром для компаний-потенциальных нарушителей.

3. Вводятся нормы, защищающие положение субъектов хозяйствования, реализующих товары на рынке с «одним покупателем».

Иными словами, регулируется монопсония: ситуация на рынке, когда покупатель один, а продавцов несколько. В таких случаях цену фактически «диктует» покупатель. Закон устанавливает, что субъекты, которые занимают монопсоническое положение на рынке, не могут устанавливать «неоправданно» низкие цены (данное требование затрагивает только субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке).

4. Снизился порог для признания субъектов занимающими доминирующее положение на рынке.

Теперь могут быть признаны занимающими доминирующее положение на рынке несколько компаний, совокупная доля которых на рынке занимает:

- для 3 и менее субъектов – более 50 %, из них более 15 % для каждой организации (ранее для 2 организаций был установлен общий предел в 54% и 78% для 3 организаций);

- для 4 и 5 субъектов – более 75 %, из них более 15 % для каждой организации (ранее был установлен общий предел в 95 %).

5. Смягчение требований в области согласований с антимонопольным органом реорганизаций, сделок с долями (акциями).

В два раза увеличены финансовые показатели балансовой стоимости активов и объёма выручки (до 200 тыс. и 400 тыс. базовых величин, соответственно), при наличии которых необходимо получать согласие антимонопольного органа на реорганизацию и заключение сделок с долями (акциями).

6. Дополнен перечень действий, относящихся к экономической концентрации, подлежащих согласованию с антимонопольным органом.

Так, установлены дополнительные требования к согласованию сделок. Теперь необходимо будет получить согласие антимонопольного органа при покупке имущества организации, для которой стоимость этого имущества превышает 20 % балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов.

Однако указанное требование к получению согласия коснётся только следующих случаев:

- балансовая стоимость активов продавца или покупателя превышает 200 тыс. базовых величин;

- объем выручки от реализации товаров по итогам года, предшествующего году приобретения, продавца или покупателя превышает 400 тыс. базовых величин;

- продавец или покупатель включены в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий.

Последствием неполучения согласия антимонопольного органа является его право подать в суд иск о признании сделки недействительной. Для признания сделок недействительными по данному основанию необходимо установить наличие одновременно следующих обстоятельств: (а) сделка фактически была совершена, (б) это привело к возникновению (усилению) доминирующего положения хозяйствующего субъекта и (или) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

7. Изменился подход к вертикальным соглашениям.

Из определения вертикальных соглашений исключён один из признаков: отсутствие конкурентных отношений между сторонами соглашения. Законом установлено, что допускаются вертикальные соглашения, доля каждого из участников которого составляет на товарном рынке не более 20 % (ранее – 15 %). Конкретизировано, что речь идёт о товарном рынке именного того товара, который является предметом вертикального соглашения, а не любого товарного рынка (как в предыдущей редакции).

8. Установлены специальные антимонопольные требования к закупкам товаров.

Уточнён перечень действий, которые приводят или могут привести к нарушениям законодательства о конкуренции при осуществлении закупок товаров, в том числе:

- координация организатором и (или) заказчиком деятельности участника;

- заключение соглашений между организатором и (или) заказчиком и (или) участником;

- предоставления участнику доступа к информации;

- создание преимущественных условий для участника;

- участие организатора и (или) заказчика либо работников организатора и (или) заказчика в качестве участников проводимых организатором и (или) заказчиком закупок товаров.

9. Новые меры реагирования на нарушения антимонопольного законодательства.

Теперь антимонопольные органы смогут выносить предостережения и предупреждения. Предостережение - это мера превентивного характера, которая призвана не "наказать" нарушителей, но предупредить саму возможность совершения нарушений. Предупреждение - мера реагирования антимонопольного органа, которая предшествует принятию решения об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства. Основная цель предупреждения - добровольное устранение нарушений без необходимости ведения процесса по рассмотрению факта нарушения.

 

Все публикации

CЛЕДИТЕ ЗА НАШИМИ НОВОСТЯМИ И ПУБЛИКАЦИЯМИ В FACEBOOK