Уголовно-правовые риски работы с подконтрольной иностранной компанией
27.02.2025 Аналитика
В.В. Галич
юрист, заместитель директора ООО «Юридическая компания «ВЕРДИКТ»
Работа юридического лица из Беларуси с иностранной компанией, которая подконтрольна учредителям/должностным лицам такого белорусского юридического лица, несет существенные налоговые риски
Правила о трансфертном ценообразовании, которые по логике должны были применяться в данном случае, не действуют, а заменяются нормами ст. 33 НК.
В международной практике попыткам сэкономить на налогах за счет наличия своих компаний в разных юрисдикциях противостоят уже давно за счет применения институтов трансфертного ценообразования и тонкой капитализации.
Так, товар в рамках своих компаний из разных стран можно продавать дороже или дешевле, регулируя размер выручки и прибыли для продавца и покупателя, ведь совокупная прибыль двух компаний останется неизменной. Соответственно существует соблазн оставлять бОльшую часть прибыли в той юрисдикции, где меньше эффективная ставка налога на прибыль или на дивиденды. Чтобы этого не происходило, существуют правила контроля трасфертного ценообразования, когда внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами проверяются на предмет их совершения на рыночных условиях.
Для установления рыночной цены проверяющие должны руководствоваться алгоритмом, строго урегулированным законодательством. В налоговом кодексе закреплены методы определения такой цены (метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности, метод распределения прибыли). Иными словами, для применения этого института требуется учитывать множество нюансов, не любая сделка с взаимозависимым лицом может быть скорректирована.
Также обращаем внимание, что контроль трансфертных цен касается лишь налога на прибыль.
Стоит отметить, что установленные методы определения рыночной цены были своеобразным барьером для широкого применения корректировки налога на прибыль на практике: от проверяющих требовалась значительная аналитическая работа. Этого недостатка были напрочь лишены положения ст. 33 НК, которые просто не имели правил пересчета сумм налогов, а методология контролирующего органа ни разу не была пересмотрена в пользу проверяемого в судах. В результате, корректировки налога на прибыль в рамках международных стандартов трансфертного ценообразования – исключения, в то время как применение ст, 33 НК стало правилом.
Как отмечалось, для применения ст. 33 НК нет необходимости доказывать нерыночность применяемых цен, кроме того, в рамках корректировки налоговой базы плательщику из Беларуси досчитывают также и НДС. Делается это путем прибавления к налоговой базе выручки иностранного контролируемого субъекта. В случае, если в результате увеличения налоговой базы сумма налога к доплате превысит 2000 базовых величин, то с большой долей вероятности будет также и уголовное дело.
Если для института контроля трансфертного ценообразования вводится четкие критерии взаимозависимости лиц, то для применения ст. 33 НК каких-то формальностей нет: могут быть применяться любые доказательства подконтрольности иностранного юридического лица.
Основные признаки, которые анализируются проверяющими:
- кем управляется зарубежная компания;
- состав участников (прямое или косвенное участие, например, посредством родственников);
- совпадение кадрового состава, фактическое выполнение всех функций иностранной компании (прием заказов, переговоры с контрагентами, подготовка и выписка накладных и т.д.) работниками белорусского юридического лица из Беларуси;
- признаки, которые свидетельствуют о самостоятельном или несамостоятельном характере деятельности иностранной компании (отсутствие помещений, складов, персонала, местонахождение документов иностранной компании, ее печатей, ключа для доступа к системе «Клиент-Банк» в Беларуси, управление банковскими счетами из Беларуси, отсутствие корпоративного сайта иностранной компании или указание на нем контактов юридического лица из Беларуси и т.д.);
- применение специальных режимов налогообложения или налоговых льгот.
Выявляется наличие подконтрольной иностранной компании достаточно просто: анализируется внешнеэкономическая деятельность белорусского юридического лица, данные о которой попадают в государственные органы в ходе регистрации сделок, подачи статистических или таможенных деклараций. Проверка контрагентов белорусского юридического лица и анализ применяемых цен в сделках с ними обычно позволяет судить о наличии или отсутствии нарушений.
Если же рассматривать случаи, когда проверяющие посчитали работу с подконтрольной зарубежной компанией правомерной, то это касается случаев, когда иностранная компания имела минимум прибыли или не имела ее вовсе, а наценка на продаваемый товар в иностранной юрисдикции была минимальной – несколько процентов.
Таким образом, в настоящий момент практика проверок складывается таким образом, что проверяющие в ситуации, когда вместо применения институту трансфертного ценообразования корректируют налоговой базу в соответствии со ст. 33 НК. Возникает вопрос о конкуренции соответствующих норм, который должен, как представляется из логики НК, решаться все же в пользу применения правил о трансфертном ценообразовании.
CЛЕДИТЕ ЗА НАШИМИ НОВОСТЯМИ И ПУБЛИКАЦИЯМИ В FACEBOOK