Об индустриальном парке «Великий камень»
03.04.2018 Аналитика
Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» (Индустриальный парк) – это особая экономическая зона, в границах которой действует специальный правовой режим. Специальный правовой режим Индустриального парка включает, в частности, особый порядок налогового и иного регулирования, регистрации субъектов хозяйствования, использования земель и других природных ресурсов с применением на территории данной экономической зоны таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Проект развивается в рамках межгосударственного китайско-белорусского сотрудничества.
Расположение
Территория Индустриального арка составляет 112,5 кв.км. Индустриальный парк имеет удобное географическое положение: в Смолевическом районе Минской области, в 25 км от г. Минска, в непосредственной близости к международному аэропорту Минск, железной дороге, транснациональной автомобильной магистрали Берлин-Москва, на расстоянии 500 км от Клайпедского порта (Литва).
Цели деятельности
Целями деятельности Индустриального парка являются привлечение инвестиций и создание конкурентоспособных организаций, ориентированных на развитие производств в современных отраслях экономики.
Задачи деятельности
Основные задачи деятельности Индустриального парка – создание новых рабочих мест, содействие социально-экономическому развитию регионов и экспортному потенциалу Республики Беларусь в целом.
Направления деятельности
Основными направлениями деятельности Индустриального парка являются создание и развитие производств в следующих сферах:
- электроники и телекоммуникаций,
- фармацевтики,
- тонкой химии,
- биотехнологий,
- машиностроения,
- новых материалов,
- комплексной логистики,
- электронной коммерции,
- деятельности, связанной с хранением и обработкой больших объемов данных,
- социально-культурной деятельности,
- осуществление научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (НИОКР).
Резиденты
Резидентами Индустриального парка могут стать любые компании, независимо от страны происхождения капитала. На сегодняшний день резидентами Индустриального парка являются более 20 компаний, среди которых ООО «Бел Хуавей Технолоджис», ООО «Завод телекоммуникационного оборудования», ООО «Международная технологическая компания «Интеллектуальное оборудование», ООО «Лэс-Интернэшнл(МСК) информационные технологии» и др.
Управление в Индустриальном парке
В Индустриальном парке установлена трехуровневая система управления: межправительственный координационный совет координационный совет Китайско-Белорусского индустриального парка (Межправительственный координационный совет), администрация Индустриального парка (Администрация) и совместная белорусско-китайская компания по развитию Индустриального парка (Совместная компания).
Межправительственный координационный совет
Высшим органов управления Индустриального парка является Межправительственный координационный совет, который определяет общую стратегию развития Индустриального парка, решает вопросы его оперативной деятельности, требующие совместного участия белорусской и китайской сторон.
Администрация
Администрация – это орган управления Индустриального парка, который уполномочен осуществлять административное управление, комплексное обслуживание резидентов и инвесторов Индустриального парка, Совместной компании, участников строительства объектов Индустриального парка, а также иных субъектов хозяйствования, зарегистрированных на территории Индустриального парка (субъекты хозяйствования) и координацию работы иных государственных органов по осуществлению административных, разрешительных и иных процедур (услуг) в Индустриальном парке по принципу «одна станция».
Администрация осуществляет следующие основные функции (полномочия):
- принимает решения по вопросам, входящим в ее компетенцию, которые обязательны для исполнения государственными органами и иными организациями, субъектами хозяйствования, гражданами;
- осуществляет государственную регистрацию компаний на территории Индустриального парка, государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы таких компаний;
- осуществляет регистрацию компаний в качестве резидентов Индустриального парка;
- изымает и предоставляет земельные участки в границах Индустриального парка в частную собственность, аренду, пользование Совместной компании, осуществляет изменение целевого назначения земельных участков и перевод земель в границах Индустриального парка из одних категорий и видов в другие;
- утверждает градостроительные проекты детального планирования, разработанные в соответствии с утвержденным генеральным планом;
- осуществляет разработку и согласование с заинтересованными государственными органами проектов нормативных правовых актов, иных документов по вопросам, связанным с деятельностью Индустриального парка.
Совместная компания
Совместная компания обеспечивает развитие Индустриального парка путем создания внутренней инфраструктуры, управления объектами этого парка (здания, сооружения, объекты инфраструктуры с соответствии с градостроительной документацией Индустриального парка) и освоения земельных участков на его территории.
Совместная компания осуществляет следующие основные функции:
- обеспечивает разработку градостроительных проектов Индустриального парка, строительство объектов данного парка, управление объектами этого парка, развитие инфраструктуры на его территории;
- занимается освоением земельных участков, передает объекты Индустриального парка в пользование, отчуждает (передает) резидентам и инвесторам Индустриального парка земельные участки в частную собственность, аренду (субаренду) для строительства и обслуживания объектов данного парка;
- осуществляет хозяйственную, инвестиционную, инновационную и иную деятельность.
Одна станция
Администрация обеспечивает комплексное обслуживание резидентов и инвесторов Индустриального парка, а также иных субъектов хозяйствования по принципу «одна станция», а также взаимодействие указанных лиц с государственными органами и иными организациями по вопросам осуществления деятельности в Индустриальном парке.
В соответствии с принципом «одна станция» Администрация:
1) в рамках своей компетенции осуществляет ряд административных, разрешительных и иных процедур (услуг) (административные и иные процедуры) по обращениям субъектов хозяйствования;
2) обеспечивает совершение по обращениям субъектов хозяйствования административных и иных процедур, входящих в компетенцию государственных органов и иных организаций, в частности:
- если административные и иные процедуры осуществляются на территории Индустриального парка на постоянной основе – такие процедуры осуществляются по месту нахождения Администрации;
- если административные и иные процедуры не осуществляются на территории Индустриального парка на постоянной основе – Администрация обеспечивает присутствие работника соответствующего государственного органа, иной организации по месту нахождения Администрации на следующий день после обращения субъекта хозяйствования;
3) координирует работу государственных органов и иных организаций в целях обеспечения своевременного и качественного осуществления административных и иных процедур в Индустриальном парке.
Как стать резидентом Индустриального парка
Критерии и требования
В качестве резидента Индустриального парка может быть зарегистрирована компания, которая соответствует следующим требованиям:
1) Компания зарегистрирована в Республике Беларусь. Участниками компании могут быть как физические, так и юридические лица, количество и резидентство (гражданство) участников не имеет значения.
2) Компания должна фактически находиться на территории Индустриального парка.
3) Компания планирует реализовать инвестиционный проект в соответствии с направлениями деятельности Индустриального парка.
4) Минимальный объём инвестиций в реализацию инвестиционного проекта составляет:
- для НИОКР – USD 500 000;
- для остальных направлений деятельности: USD 5 000 000 (или USD 500 000 при условии осуществления этого объёма инвестиций в течение 3 лет со дня заключения компанией с Администрацией договора об условиях деятельности.
Под инвестициями понимаются инвестиции в основной капитал, в т.ч. на приобретение земельного участка, нематериальных активов и т.д.
Кроме того, Администрация вправе принять решение о регистрации в качестве резидента Индустриального парка компании, инвестиционный проект которой соответствует основным задачам деятельности Индустриального парка, однако может не соответствовать основным направлениям деятельности Индустриального парка и (или) объему инвестиций.
Ограничения
Не может быть зарегистирована в качестве резидента Индустриального парка компания, которая осуществляет деятельность в следующих сферах:
- производство, переработка, хранение, обезвреживание, реализация радиоактивных и иных опасных материалов и отходов;
- оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров;
- посев, выращивание, переработка, хранение, реализация культур, содержащих ядовитые вещества;
- производство алкогольных напитков;
- производство табачных изделий;
- изготовление бланков ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;
- лотерейная деятельность;
- подготовка и трансляция радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания радио и телевидения;
- лечение лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения;
- лечение животных с особо опасными заболеваниями.
Процедура регистрации
Для регистрации в качестве резидента Индустриального парка компания должна предоставить в Администрацию следующие документы:
- заявление;
- копии свидетельства о государственной регистрации и учредительных документов;
- обоснование инвестиционного проекта;
- проект подписанного компанией договора об условиях деятельности в Индустриального парка (типовая форма).
Срок рассмотрения документов и принятия решения о регистрации – 5 рабочих дней после приёма документов. При положительном ответе Администрация регистрирует компанию и заключает с ней договор об условиях деятельности в Индустриальном парке.
Обоснование инвестиционного проекта
Обоснование должно включать следующую информацию:
1) описание проекта и продукции, которое должно содержать его основную идею, технологическую новизну и социальную значимость.
В описании проекта отражаются актуальность и новизна проекта, стратегия развития, особенности производственно-хозяйственной деятельности, используемые технологии, планируемый объем производства, экологическая оценка проекта, количество создаваемых рабочих мест.
При описании продукции указываются, в частности, область применения, характеристики, соответствие международным и национальным стандартам, наличие патентов, сертификатов, лицензий, новизна технических и технологических решений;
2) анализ рынков сбыта, включая общую характеристику предполагаемых рынков сбыта и оценка их ёмкости, динамику развития за последние 3-5 лет и прогноз тенденций их изменения, оценку возможностей конкурентов и выпускаемой ими продукции, преимущество организации перед конкурентами;
3) стратегия маркетинга, которая включает стратегию сбыта и ценообразования, оценку изменения объёмов реализации продукции, оценку экспорта продукции;
4) производственный план, который должен раскрывать программу производства и реализации продукции, перспективы обеспечения проекта необходимыми сырьём, комплектующими изделиями, теплоэнергетическими и другими ресурсами;
5) инвестиционный план, включая информацию по инвестиционным затратам и источникам их финансирования (в т.ч. долгосрочные кредиты).
6) оценка эффективности реализации проекта, которая включает в себя предполагаемые показатели рентабельности, объёма выручки, срок окупаемости проекта, количество создаваемых рабочих мест, импортозамещающий характер производства и другие показатели;
7) календарный график реализации проекта.
Специальный правовой режим
Резидентам Индустриального парка при осуществлении деятельности предоставляется режим наибольшего экономического благоприятствования по сравнению с иными режимами ведения предпринимательской деятельности в Республике Беларусь. Если законодательством будут установлены более льготные режимы в отношении иных свободных (специальных, особых) экономических зон в Республике Беларусь, соответствующие положения будут включены в акты, регулирующие деятельность Индустриального парка.
Налогообложение
Указанные в настоящем разделе налоговые льготы и преференции действуют до 2062 г. (если не указано иное).
1) Налог на прибыль: 0% в течение 10 лет после возникновения прибыли, по истечении этого срока налог на прибыль уплачивается по действующей ставке, сниженной на 50%.
2) Налог на недвижимость: 0% в отношении объектов, расположенных на территории Индустриального парка.
3) Земельный налог: 0% за земельные участки на территории Индустриального парка.
4) НДС: вычет (возврат из бюджета) в полном объеме НДС, предъявленного при приобретении (уплаченных при импорте) товаров (работ, услуг), использованных для строительства и оснащения зданий на территории Парка, независимо от НДС, исчисленного при реализации собственных товаров (работ, услуг).
5) НДС: 0% в отношении следующих операций:
- безвозмездная передача проектной документации на объекты Индустриального парка, объектов незавершенного капитального строительства, расположенных на территории Индустриального парка, в собственность Совместной компании;
- сдача в аренду, субаренду (лизинг), продажа объектов недвижимости, включая земельные участки, расположенных на территории Индустриального парка, другим резидентам Индустриального парка или Совместной компании;
- реализация эксплуатирующим организациям объектов и сетей инженерной и транспортной инфраструктуры, расположенных на территории Индустриального парка.
6) НДС: 0% при приобретении (импорте) резидентами Индустриального парка следующих работ, услуг, имущественных прав у белорусских или иностранных компаний (если местом их реализации является Республика Беларусь):
- получение, поддержание в силе патентов, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, переход прав на объекты интеллектуальной собственности;
- реализация (передача) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;
- аудиторские, консультационные, маркетинговые, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские услуги;
- услуги по обработке информации, представлению информации;
- услуги в сфере обучения (если обучение осуществляется в дистанционной форме);
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы;
- услуги по предоставлению, найму персонала (если персонал работает в месте деятельности покупателя);
- аренда, лизинг движимого имущества, за исключением транспортных средств;
- услуги (работы) по разработке программ для электронно-вычислительных машин и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, по сопровождению таких программ и баз данных;
- услуги по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере и (или) услуги по его техническому обслуживанию;
- услуги по проектированию, разработке, оформлению и модификации веб-страниц, созданию баз данных, обеспечению доступа к ним;
- услуги, с помощью которых осуществляется поиск и (или) предоставляется заказчику информация о потенциальных покупателях (потребителях);
- услуги, оказываемые лицом, привлекающим от своего имени для основного участника договора либо от имени основного участника договора другое лицо для выполнения работ (оказания услуг), указанных выше;
- услуги в электронной форме.
7) Налог на дивиденды: ставка налога на прибыль, подоходного налога, налога на доходы иностранных организаций – 0% по дивидендам, начисленным участникам (акционерам) резидентов Индустриального парка (в течение 5 лет после первого начисления дивидендов).
8) Оффшорный сбор: 0% при выплате дивидендов, начисленных участникам (акционерам) резидентов Индустриального парка.
9) Налог на роялти: ставка налога на доходы иностранных организаций – 0% в отношении платы за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (ноу-хау), платы за лицензию, патент, чертеж, полезную модель, схему, формулу, промышленный образец или процесс (до 2027 г.).
10) Подоходный налог: в отношении доходов, полученных работниками от резидента Индустриального парка (до 2027 г.):
- 9% в отношении доходов по трудовым договорам;
- 0% в отношении материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости питания, проживания, проезда, путевок и авиабилетов и др. доходов на сумму не более 500 базовых величин в течение года.
Таможенное регулирование
1) Освобождение от таможенных пошлин и НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования, сырья и материалов в целях реализации инвестиционных проектов, предусматривающих строительство и оснащение объектов Индустриального парка.
2) Для резидента Индустриального парка на территории Индустриального парка устанавливается свободная таможенная зона (СТЗ) и резидент вправе применять таможенную процедуру СТЗ с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, помещенных под такую процедуру, при соблюдении определенных условий использования таких товаров.
3) Установлены особенности переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и образования отходов их переработки и производственных потерь с сохранением освобождения по уплате ввозных таможенных пошлин и НДС.
4) Не требуется завершение таможенной процедуры СТЗ и уплаты таможенных пошлин и НДС в отношении товаров, помещенных под указанную процедуру, в следующих случаях:
- при строительстве объектов Индустриального парка с использованием таких товаров (если такие товары не вывозятся за пределы Индустриального парка);
- при передаче таких товаров другим лицам для выполнения работ по их переработке (если такие товары и результаты их переработки не вывозятся за пределы Индустриального парка),
- при передаче объектов Индустриального парка, при строительстве и оснащении которых использовались такие товары, в аренду (лизинг) другим резидентам Индустриального парка (если такие товары не демонтируются и не вывозятся за пределы территории СТЗ, определенной для резидента Индустриального парка, который поместил такие товары под указанную процедуру).
5) Освобождаются от НДС при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, которые изготовлены (получены) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ.
Земельные отношения
1) Земельные участки могут предоставляться:
- в частную собственность, аренду (субаренду) – резидентам и инвесторам Индустриального парка – юридическим лицам Республики Беларусь;
- в аренду (субаренду) – инвесторам Индустриального парка – нерезидентам.
2) Предоставление земельных участков в аренду или частную собственность без проведения аукциона и внесения платы за право заключения договора аренды.
3) Оформление документов на передаваемые земельные участки одновременно с выполнением работ по строительству объектов Индустриального парка.
4) Увеличен срок, в течение которого необходимо приступить к занятию земельного участка – 2 года после получения разрешения на проведение проектно-изыскательских работ.
5) Допускается отчуждение, сдача в аренду земельных участков (передача прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков) до получения документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения.
Строительная деятельность
1) Допускается применение технических нормативов (правил), аналогичных действующим в ЕС или Китае, для разработки проектной документации, строительства, приемки в эксплуатацию и эксплуатации объектов Индустриального парка, при условии, что проектная документация прошла государственные экспертизы Республики Беларусь, без обязательной ее адаптации.
2) Осуществление строительства объекта одновременно с разработкой, экспертизой и утверждением проектной документации на каждый из этапов строительства.
3) Упрощённый порядок приёмки объекта в эксплуатацию:
- сокращен срок для приемки объекта в эксплуатацию – 30 дней, Администрация обеспечивает соблюдение этого срока органами государственного надзора;
- оцениваются исключительно следующие критерии качества объекта: (а) соответствие объекта утвержденной проектной и разрешительной документации; (б) достижение предусмотренных проектной документацией технико-экономических показателей; (в) готовность инженерной инфраструктуры обеспечивать подачу и отведение ресурсов в объемах, предусмотренных проектной документацией.
4) Не требуется проведение процедур закупок при выборе участников строительства объектов, постановщиков товаров для строительства объектов.
5) Свободное ценообразование на товары (работы, услуги) в строительстве при заключении договоров с участниками строительства объектов, поставщиками товаров для строительства объектов.
6) Не требуется получения аттестатов соответствия для осуществления функций заказчика при строительстве объектов Индустриального парка.
7) Освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, причиненных изъятием земельных участков, а также от компенсационных посадок, компенсационных выплат в связи с удалением растительности и вредным воздействием на среду обитания животных.
8) Не требуется разработка предпроектной документации.
Трудовые отношения и миграция
1) Безвизовый порядок въезда в Республику Беларусь иностранных граждан, которые являются участниками (акционерами) или работниками резидентов и инвесторов Индустриального парка.
2) Увеличен срок временного пребывания иностранных граждан, являющиеся участниками (акционерами) или работниками резидентов и инвесторов Индустриального парка, без получения разрешения на временное проживание – 180 суток в календарном году.
3) Освобождение резидентов Индустриального парка от уплаты государственной пошлины за выдачу (продление) разрешений на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь иностранным гражданам, привлекаемым для строительства объектов Индустриального парка.
4) Сокращены сроки принятия решения о выдаче, отказе в выдаче, продлении срока действия специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью иностранным гражданам – 5 календарных дней, а также срок выдачи заключения о возможности (невозможности) привлечения иностранного гражданина – 2 рабочих дня.
5) Освобождение иностранных граждан от уплаты государственной пошлины за регистрацию на период временного пребывания в Республике Беларусь и выдачу разрешений на временное проживание.
6) Уменьшен размер обязательных страховых взносов в отношении работников резидентов Индустриального парка:
- для граждан Республики Беларусь: 34% от средней зарплаты по стране (а не от фактической зарплаты работника);
- для иностранных граждан, временно проживающих (пребывающих) на территории Республики Беларусь – 0%.
7) Резиденты Индустриального парка могут устанавливать в локальных документах иные условия о режиме труда и отдыхе работников, чем установлены законодательством о труде (если такие условия не ухудшают положение работников по сравнению с законодательством о труде).
Валютное регулирование и внешнеторговая деятельность
1) Осуществление валютных операций без учета ограничений, установленных законодательством, в частности:
- проведение валютно-обменные операции на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь через банки без ограничений;
- освобождение от обязательной продажи иностранной валюты (экспортной выручки);
- открытие счетов в иностранных банках без получения разрешения Национального банка;
- осуществление без получения разрешения Национального банка ряда валютных операций, связанных с движением капитала: (а) приобретение акций (доли в уставном фонде) нерезидента, (б) приобретение ценных бумаг, эмитированных (выданных) нерезидентами; (в) приобретение в собственность недвижимого имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь; (г) размещение денежных средств в банках-нерезидентах либо передача денежных средств нерезидентам на условиях доверительного управления; (д) предоставление займов нерезидентам; (е) получение кредитов и займов от нерезидентов.
2) Осуществление внешнеторговых операций без учета ограничений, установленных законодательством (нормативные сроки и способы завершения операций и др.).
3) Уставный фонд резидента Индустриального парка может быть сформирован за счёт денежных средств в иностранной валюте.
Иные преференции
1) Проверки в рамках контрольной (надзорной) деятельности резидентов и инвесторов Индустриального парка проводятся только по согласованию с Администрацией.
2) В судебном порядке осуществляется привлечение к административной ответственности резидентов и инвесторов Индустриального парка за нарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования.
3) Свободное ценообразование в отношении товаров (работ, услуг) собственного производства резидентов Индустриального парка.
4) Отменены количественные ограничения на товары (работы, услуги) собственного производства резидентов Индустриального парка, а также на импортируемые ими товары (квоты на производство, квоты продаж и др.).
5) Сокращен объём государственной статистической отчётности.
6) Использование электронного документооборота без необходимости ведения документооборота на бумажных носителях.
7) Резидентам Индустриального парка природный газ поставляется по себестоимости.
Гарантии Республики Беларусь
Республика Беларусь предоставляет следующие гарантии прав инвесторов и защиты инвестиций:
1) Общие гарантии. На резидентов и инвесторов Индустриального парка распространяются гарантии прав инвесторов и защиты инвестиций, предусмотренные законодательством об инвестициях.
2) Стабилизационная оговорка:
- если принятые после 2017 г. акты законодательства ухудшают положение резидентов и инвесторов Индустриального парка, указанные акты законодательства не применяются в отношении указанных лиц (если иное не установлено международными договорами (иными актами), составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза или Евразийского экономического союза);
- в случае введения новых (повышения ставки действовавших) налогов и сборов после регистрации резидента Индустриального парка, эти положения не распространяются на указанного резидента (до 2027 г.) (за исключением случаев, когда введение новых (повышение ставок) налогов или сборов предусмотрены международными договорами, когда новый налог или сбор заменяет действовавший или когда изменение ставок налога или сбора в белорусских рублях осуществляется в целях их адаптации к инфляционным процессам).
CЛЕДИТЕ ЗА НАШИМИ НОВОСТЯМИ И ПУБЛИКАЦИЯМИ В FACEBOOK