Адвокатское бюро
и юридическая компания

ПУБЛИКАЦИИ

Подписан Декрет «О развитии предпринимательства». Вот первые комментарии юристов

24.11.2017 Законодательство

23 ноября был подписан Декрет № 7 «О развитии предпринимательства». Его называют ключевым документом из пакета нормативных правовых актов по улучшению бизнес-климата в стране. Действительно ли после вступления в силу он поможет «раскрепоститься» бизнесу в Беларуси — анализируют наши юристы-эксперты: Екатерина Желтонога, Валентин Галич и Ирина Мазурина.

Стоит напомнить, что проекты всех документов из пакета правовых актов, разработка которых направлена на стимулирование деловой инициативы и раскрепощение бизнеса, появились еще в апреле этого года. При этом предполагалось, что документы будут подписаны в начале мая.

Однако все они попали на стол главы государства только в сентябре. Часть из них он подписал к середине октября. Декрет «О развитии предпринимательства» был подписан только сейчас. Если данный Декрет был ключевым для либерализации, то весь порядок его принятия и согласования говорит о том, насколько тяжело далось это решение.

Почему, несмотря на принятие прогрессивного декрета, мы смотрим на то, как он принимался, и вынуждены толковать действия со стороны госорганов? Ответ, на ваш взгляд, очевиден: есть опасение, что повторится история с Директивой президента от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», принятие которой не сильно повлияло на раскрепощение бизнеса.

С одной стороны, факт принятия нынешнего документа свидетельствует о большой работе и усилиях команды, которая продвигала весь проект по либерализации.

Кроме того, в отличие от Директивы № 4, большинство норм Декрета № 7 не носят декларативный характер, а устанавливают конкретные правила и снимают конкретные ограничения, существовавшие для бизнеса ранее.

Таким образом, хочется сохранять оптимизм, ожидая, что Декрет не только создаст новое правовое поле, но и скорректирует практику применения законодательства в сторону большей либерализации и снятия существующего обвинительного и карательного уклона контролирующей системы.

Но все-таки в Декрете есть норма, которая вызывает тревогу и несколько сдерживает оптимизм по поводу будущей свободы предпринимательства.

Так, платой за снятие огромного количества барьеров и улучшение условий бизнеса стало введение ответственности за непринятие руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юридического лица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления.

Такое правонарушение влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин.

Проблемные места

Нам видится несколько проблем, которые могут возникнуть в будущем:

  • Ответственность устанавливается практически за любое нарушение. Иными словами, практически любое нарушение может повлечь наложение штрафа, ведь понятиями государственных или общественных интересов, а также прав и законных интересов граждан охватывается колоссальный объем правоотношений.

К примеру, под данную норму можно подвести плохое обслуживание в ресторане, которое нарушает права конкретного гражданина и является следствием непринятия руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности юридического лица, оказывающего соответствующие услуги

  • Настораживает, что в проекте размер ответственности ограничивался 100 базовыми величинами, а в принятом Декрете максимальный размер был поднят в два раза
  • Непонятна цель и логика введения ответственности в Декрет с названием «О развитии предпринимательства».

Вероятно, развитие предпринимательства в Беларуси невозможно отделить от дополнительной ответственности.

Что хорошего сулит Декрет

И все же Декрет содержит ряд принципиальных позитивных моментов, которые нельзя не отметить.

1. До 2020 года устанавливается мораторий на введение новых налогов и повышение налоговых ставок.

2. Устанавливается пятилетний срок, по истечении которого взыскание уплаты налогов и иных платежей в бюджет (внебюджетные фонды) не производится. Однако такое ограничение не распространяется на случаи, когда проверяемый период превышает пять лет. Так что при ликвидации, в случае, если субъект не проверялся налоговыми органами с даты регистрации, неуплаченные налоги уплатить придется за весь период деятельности.

3. Субъектам, осуществляющим розничную торговлю через интернет-магазин или размещающим в интернете информацию о таких субъектах, возвращается право на применение упрощенной системы налогообложения с 1 января 2018. Напомним, что такого права указанные субъекты были лишены с 1 января 2016.

4. Вводится уведомительный порядок осуществления некоторых видов деятельности. По словам разработчиков Декрета, к таким видам отнесены наиболее распространенные виды деятельности, охватывающие около 95% малого и среднего бизнеса.

Для начала осуществления этих видов деятельности субъекту хозяйствования достаточно направить письменное уведомление в исполком за день до начала осуществления деятельности.

5. Значительно минимизированы требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды и ветеринарии к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и эксплуатации капитальных строений, изолированных помещений.

6. После вступления Декрета в силу привлечение руководителя, учредителей юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), к субсидиарной ответственности будет возможно только, если экономическая несостоятельность (банкротство) вызвана виновными (умышленными) действиями таких лиц.

7. Декрет затрагивает вопрос внесения изменений в Уголовный кодекс в части максимального отказа от назначения наказания в виде лишения свободы за совершение экономических преступлений и увеличение крупного и особо крупного размера ущербов, влекущих более строгую ответственность.

8. Режим работы торговых объектов и объектов общественного питания устанавливается субъектами хозяйствования самостоятельно без согласования с исполкомами, за исключением режима работы с 23.00 до 7.00.

9. Субъектам хозяйствования разрешено не использовать печати, если иное не предусмотрено международными договорами.

10. Разрешается выполнение автомобильных перевозок без оформления путевых листов и перевозка отходов производства, за исключением опасных, без оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства.

11. Предоставляется право размещать наружную рекламу и рекламу на транспорте без согласования с исполкомом, за исключением рекламы специфических товаров (работ, услуг).

Вывод:

Принятие всего пакета документов, направленного на стимулирование развития бизнеса, свидетельствует о том, что постепенно приходит понимание роли субъектов хозяйствования в финансировании государственных расходов и осознание важности наличия здоровой бизнес-среды в обществе.

Однако когда наряду с принятием нормативных правовых актов, декларирующих саморегулирование бизнеса и минимизацию вмешательства государственных органов в предпринимательскую и экономическую деятельность, звучат заявления о регулировании государством заработной платы руководителей коммерческих банков, когда продолжает действовать печально известный Указ № 488, восторг, вызванный принятием Декрета и иных подобных актов, меркнет.

Хочется быть оптимистами и верить в ожидающий нас расцвет предпринимательской активности. Однако реалии правоприменительной практики пока подсказывают, что вряд ли Декрет принесет кардинальные перемены и раскрепостит предпринимателей, уже привыкших к методу «кнута без пряников».

Все публикации

CЛЕДИТЕ ЗА НАШИМИ НОВОСТЯМИ И ПУБЛИКАЦИЯМИ В FACEBOOK