Похищение бонусных баллов: что ждет продавцов белорусских магазинов за такие махинации
24.01.2019 Аналитика
О нарушениях, которые наниматели допускают по отношению к персоналу, известно много. Но про случаи, когда сами работники наносят ущерб бизнесу, говорится нечасто
Недобросовестных работников стало больше?
— В практике юридических фирм и адвокатских контор появляется все больше и больше случаев, когда мелкие на первый взгляд нарушения могут быть квалифицированы как преступление.
Причем работники идут на те или иные нарушения, не всегда понимая всю тяжесть своих проступков. В этом материале мы рассмотрим один из распространенных сегодня видов нарушения, особенно в сфере розничной торговли.Значит ли это, что число недобросовестных сотрудников выросло? Скорее всего, нет. Раньше наниматель сам, как правило, использовал не до конца белые схемы — например, в оплате труда. Это давало осведомленным работникам рычаг в переговорах, и увольнение — если сотрудник допускал нарушения — происходило без предъявления претензий. Сейчас, с учетом повышения прозрачности и конкурентности бизнеса, такие действия работников не остаются без адекватного ответа.
Манипуляция с бонусными баллами
Одним из распространенных нарушений является манипуляция с бонусными баллами, которые начисляют ритейлеры своим покупателям. Например:
- Ситуация 1. Продавец приобретает накопительную (бонусную) карту магазина, в котором работает.
- Ситуация 2. Продавец использует чужую карту, к примеру, оставленную покупателем.
Когда приходит покупатель и не предъявляет свою карту, продавец зачисляет бонусные баллы на собственную накопительную карту. За счет собранных баллов продавец впоследствии осуществляет покупку в магазине, которая для него становится практически бесплатной или более выгодной.
При этом обычно работник совершает такие действия постоянно, долгое время. В результате за время работы в магазине на льготных условиях он может приобрести товар на значительную сумму.
Это преступление? Да. Небольшое «злоупотребление» со стороны работника оборачивается преступлением: эти действия посягают на частную собственность компании (юридического лица) или индивидуального предпринимателя.
Почему? В результате неправомерных действий работника происходит хищение имущества нанимателя. Совершая подобные действия, работники редко задумываются, что увольнение — не самое страшное последствие для них.
За такие нарушения работодатель имеет право подать в суд. И если дело доходит до этого, в действиях «похитителей бонусных баллов» могут быть усмотрены нарушения закона, вплоть до лишения свободы.
Чем грозит
В суде наказание за такие нарушения не административное, а уголовное. В частности, действия могут рассматривать по нескольким статьям:
1. Признаки мошенничества — статья 209 УК. Лица, виновные по этой статье, могут быть лишены свободы на срок до 3 лет, а в случае, если мошенничество совершается в крупном размере (на сегодняшний день — 6125 белорусских рублей (чуть больше $ 3000), — на срок до 7 лет.
2. Действия работников могут рассматриваться и как совершение хищения с использованием компьютерной техники — если лицо неправомерно вносит корректировку в компьютерную информацию о начисленных бонусных баллах и таким образом в итоге приобретает товар бесплатно или со скидкой. В таких действиях могут быть усмотрены признаки преступления по статье 212 УК. Лица, признанные виновными по данной статье, могут быть лишены свободы на срок до 3 лет.
3. Нужно отметить, что само по себе зачисление бонусных баллов на карточку без получения товара может рассматриваться как приготовление к совершению преступления и также уголовно наказуемо. Иными словами, совсем не обязательно устанавливать факт завладения имуществом путем обмана, достаточно показать, что работник начал предпринимать действия, охваченные умыслом на завладение имуществом.
А с какими нарушениями закона со стороны сотрудников сталкивались вы? Пишите в комментариях в нашем посте на Facebook.
CЛЕДИТЕ ЗА НАШИМИ НОВОСТЯМИ И ПУБЛИКАЦИЯМИ В FACEBOOK