Чего ожидать от проекта изменений в Налоговый кодекс – 2019?
04.09.2018 Законодательство
Законодательство Республики Беларусь претерпевает множество изменений, которые не могли обойти стороной и вопросы налогообложения. На сайте Министерства финансов размещен проект изменений Налогового кодекса - 2019. На этот раз законодатель решил изложить Налоговый кодекс полностью в новой редакции. Ниже представлен краткий обзор основных изменений.
|
Действующая редакция НК |
Проект новой редакции НК 2019 |
|
Общие вопросы |
|
|
Белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь (п. 1 ст. 14 НК). |
Предлагается к белорусским организациям относить также организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, но фактическое управление которыми осуществляется из Республики Беларусь. Вместе с тем, на данный момент критерии определения «места фактического управления» не установлены. Кроме того, не вполне ясно, как будут регулироваться вопросы, связанные с фактически двойным налогообложением доходов такой компании (в РБ и в государстве регистрации). Возможно, в данном случае будет использоваться принцип определения постоянного представительства иностранной организации в РБ – при наличии у организации в РБ постоянного места управления, который установлен соглашениями об избежании двойного налогообложения. |
|
Отсутствует обязанность предоставлять в налоговый орган информацию о движении денежных средств по счетам в иностранных банках. |
Предлагается установить обязанность организаций предоставлять в налоговый орган до 31 марта года, следующего за отчетным, информацию о движении денежных средств по счетам, открытым в иностранных банках. |
|
Установлен закрытый перечень способов обеспечения исполнения налоговых обязательств: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам, электронным кошелькам в банке, арест имущества (п. 1 ст. 49 НК). |
Добавляется новая мера обеспечения – банковская гарантия. Новелла должна положительно сказаться для субъектов предпринимательства, так как уплата налогов банком вместо налогоплательщика в рамках банковской гарантии позволит предотвратить начисление пени на сумму неисполненного налогового обязательства. |
|
Отсутствуют ограничения по размеру пени, которая начисляется на сумму неуплаченных налогов (ст. 52 НК). Т.е. сейчас сумма пени может в разы превышать размер неисполненного налогового обязательства. |
Размер пени ограничивается суммой неисполненного налогового обязательства. Новелла в полной мере позволяет достигнуть целей начисления пени, не превращая данную санкцию в «драконовские меры».
|
|
Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени может быть произведен не позднее 3 лет со дня уплаты указанной суммы (п. 5 ст. 60 НК). |
Предлагается продлить указанный срок до 5 лет. |
|
Налог на прибыль |
|
|
Трансфертное ценообразование (ст. 30-1 НК). Налоговые органы вправе скорректировать размер налоговой базы при отклонении цен определенных категорий сделок от рыночной более чем на 20%. Т.е. базой для налога на прибыль может быть признана не контрактная цена, а рыночная цена, определенная установленными методами.
|
В перечень контролируемых сделок предлагается включить также внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами по реализации (приобретению) имущественных прав. Из перечня контролируемых сделок предлагается исключить сделки по реализации недвижимого имущества или жилищных облигаций, совершенных не с взаимозависимым лицом или не с организацией или ИП, применяющими особые режимы налогообложения. Предлагается увеличить «порог» цены ряда сделок, после превышения которого сделки подлежат контролю – более 400 000 руб., а для сделок со стратегическими товарами и ряда сделок, совершаемых крупными плательщиками – более 2 000 000 руб. Существенным изменением будет возможность корректировки налоговой базы, независимо от размера отклонения цены анализируемой сделки по сравнению с «рыночной ценой». Также с учетом накопленного опыта корректируются и уточняются иные вопросы регулирования трансфертного ценообразования. |
|
К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 127 НК, п. 2 ст. 130 НК). |
Предлагается ввести общий термин «затраты, учитываемые при налогообложении», в которые будут включаться как уже известные затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, так и новая категория – нормируемые затраты. Частично такие затраты и раньше фигурировали в НК, не имея специализированной категории. Перечень нормируемых затрат предлагается расширить, включив в него. Например, предлагается нормировать управленческие услуги ИП и организациями, применяющими особые режимы налогообложения – в пределах суммы, рассчитанной исходя из установленного коэффициента соотношения средней зарплаты руководителя организации и средней зарплаты по организации в целом (до 8,0). Также вводится отдельная категория нормируемых затрат – прочие затраты, совокупный размер которых не может превышать 1 % от выручки для целей налогообложения. |
|
Размер инвестиционного вычета по объектам недвижимости составляет не более 10 %, а по машинам и оборудованию не более 20 % (пп. 2.6 п. 2 ст. 130 НК). |
Предельные размеры предлагается увеличить до 15 и 30 %, соответственно. |
|
Неустойка и убытки относятся на внереализационные доходы, которые отражаются в налоговом учёте на дату их признания в бухгалтерском учёте (ч. 2 п. 2 ст. 128 НК), т.е. в том отчётном периоде, когда судом было вынесено решение об их взыскании. |
Предлагается установить, что данные доходы отражаются в налоговом учёте на дату фактического получения дохода. То есть в случае, если должник не исполнит своё обязательство, налог на прибыль уплачиваться с сумм неустойки и убытков не будет. |
|
Ставка налога на прибыль по дивидендам установлена в размере 12 % (п. 5 ст. 142 НК). |
Устанавливаются пониженные ставки налога, если прибыль не распределялась между участниками (акционерами), а направлялась на развитие организации: - в течение 5 предшествующих лет – ставка 0 %; - в течение 3 предшествующих лет – ставка 6 %. Аналогичные изменения предлагается внести и для физических лиц в отношение подоходного налога при получении дивидендов. |
|
Действует общая ставка налога на прибыль в отношении микрофинансовых организаций (п. 1 ст. 142 НК). |
Устанавливается ставка налога на прибыль для микрофинансовых организаций 25 % (в настоящий момент такая ставка установлена для банков и страховых организаций). |
|
Налогообложение доходов иностранных организаций |
|
|
Постоянное представительство иностранной организации возникает при выполнении работ (оказании услуг) на территории Республики Беларусь в течение 90 дней непрерывно или в совокупности в 12-месячном периоде (п. 3 ст. 139 НК). |
Предлагается увеличить период выполнения работ (оказания услуг) до 180 дней. |
|
Налоговый период налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство, - календарный месяц (п. 1 ст. 150 НК). |
Предлагается установить налоговый период календарный квартал. Новелла позволит налоговым агентам уплачивать налог на доходы иностранных организаций не в следующем месяце после начисления дохода, а по истечению квартала, в котором был начислен доход (за некоторыми изъятиями). |
|
ИП, уплачивающие подоходный налог |
|
|
ИП, уплачивающие подоходный налог, учитывают доходы на дату их фактического получения (п. 7 ст. 176 НК). |
Предлагается предоставить ИП, уплачивающим подоходный налог, право выбора, по какому принципу отражать доход: по принципу начисления или по принципу оплаты. |
|
ИП, уплачивающие подоходный налог, вправе применять профессиональный вычет в размере документально подтвержденных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или «фиксированный» профессиональный вычет в размере 10% (пп. 1.1 п. 1 ст. 168 НК). |
Предлагается увеличить «фиксированный» профессиональный вычет до 20 %. |
|
ИП, применяющие УСН |
|
|
ИП, применяющие УСН и ведущие книгу учёта доходов и расходов, отражают доходы по принципу оплаты (п. 2 ст. 288 НК). |
Предлагается установить, что ИП, применяющие УСН, вправе сами выбирать, по какому принципу учитывать выручку: на дату отгрузки или на дату оплаты. |
|
Подоходный налог |
|
|
Социальный налоговый вычет в части страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, по договорам, заключённым на срок не менее трёх лет, применяется в сумме, не превышающей 2 874 белорусских рублей (пп. 1.2 п. 1 ст. 165 НК). |
Предлагается исключить ограничение по сумме. Полагаем, новелла должна дополнительно стимулировать граждан к использованию инструментов накопительного страхования, в т.ч. в части формирования собственной пенсии. |
|
При получении дохода от реализации имущества физическое лицо может использовать имущественный вычет в размере документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества, или «фиксированный» имущественный вычет в размере 10% (пп. 1.2 п. 1 ст. 166 НК). |
Предлагается увеличить «фиксированный» имущественный вычет до 20 %. |
|
Налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных иностранным гражданам, а также о некоторых других доходах физлиц – не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 11 ст. 175 НК). |
Предлагается установить указанную обязанность в отношении любых доходов физлиц, полученных от налогового агента, а также ежеквартальную периодичность предоставления таких сведений (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом). |
|
Налоговая декларация по подоходному налогу подаётся не позднее 1 марта, а налог уплачивается не позднее 15 мая (ст. 180 НК). |
Предлагается увеличить сроки подачи декларации - до 31 марта и уплаты налога - не позднее 1 июня. |
|
Налог на недвижимость |
|
|
Ставка налога в отношении капитальных строений (зданий, сооружений) для плательщиков – организаций – 1% (ст. 188 НК) |
Вводится прогрессивная ставка налога в отношении возведенных плательщиками – организациями капитальных строений (зданий, сооружений) в течение первых 5 лет после их приемки в эксплуатацию от 0,2% за второй год до 0,8% за пятый год, в дальнейшем – стандартная ставка 1%. |
|
Годовая ставка налога на недвижимость для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства, устанавливается в размере 2% (ч. 2 ст. 188 НК). |
Предлагается исключить норму. |
|
Земельный налог |
|
|
При исчислении земельного налога в отношении участков, занятых объектами сверхнормативного строительства, применяется ставка земельного налога с повышающими коэффициентами 2 и 10 (п. 5 ст. 196 НК и п. 2 ст. 197 НК). |
Предлагается исключить норму. |
CЛЕДИТЕ ЗА НАШИМИ НОВОСТЯМИ И ПУБЛИКАЦИЯМИ В FACEBOOK