Нужно ли при избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) на годовом общем собрании участников проводить голосование по представителям государства, назначенным в состав совета директоров этого хозобщества?
23.11.2020 Вопрос-ответ
Представители государства назначаются в набсовет хозобщества без проведения голосования общим собранием участников по их кандидатурам. Однако, по нашему мнению, с учетом неоднозначной практики назначения представителей государства в набсовет хозобществ в соответствующие акты законодательства должны быть внесены изменения, определяющие процедуру назначения представителей государства в набсовет таким образом, чтобы они наравне с иными кандидатами в набсовет предлагались для голосования общему собранию участников и становились членами набсовета лишь в случае положительного решения общего собрания участников, либо ограничивающие число представителей государства, назначаемых в набсовет, например, в зависимости от размера доли в уставном фонде или количества акций, принадлежащих государству.
Совет директоров (наблюдательный совет) хозобщества (далее – набсовет) образуется в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон), законодательными актами и уставом хозобщества. Так, например, в акционерном обществе с числом акционеров более пятидесяти должен быть создан набсовет (ч. 1 ст. 84 Закона).
Структура, порядок избрания или образования, состав и компетенция набсовета должны быть определены уставом хозобщества. Законом установлен минимальный количественный состав набсовета для акционерного общества с числом акционеров более одной тысячи и для акционерного общества с числом акционеров более десяти тысяч, где количественный состав набсовета не может быть менее семи и девяти членов соответственно.
Членами набсовета хозобщества могут быть только физические лица. Член набсовета хозобщества может не быть участником этого общества (ч.2 ст.51 Закона).
Избрание членов набсовета хозобщества и досрочное прекращение их полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания участников хозобщества (абз.4 ч.1 ст. 34 Закона). Указанная норма Закона является императивной, однако существуют случаи, когда лицо может являться членом набсовета хозобщества, не будучи избранным в его состав решением общего собрания участников. Такая ситуация возможна в хозобществах, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, в управлении которых государство участвует посредством участия представителя (представителей) государства в работе органов управления.
Так, в соответствии со статьей 26 Закона № 2103-XII в состав набсовета ОАО, акции которых принадлежат Республике Беларусь и (или) административно-территориальной единице, назначаются представители государства от Республики Беларусь и (или) административно-территориальной единицы на основании решений государственных органов, государственных организаций, местных исполнительных и распорядительных органов, уполномоченных управлять акциями этого общества, принадлежащими Республике Беларусь и (или) административно-территориальной единице, принимаемых до проведения общего собрания акционеров, в повестку дня которого включен вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета).
Согласно п. 1.2 Указа Президента Республики Беларусь от 19.02.2008 № 100 «О некоторых вопросах владельческого надзора» порядок назначения представителей государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь с учетом требований Указа и иных законодательных актов. Такой порядок установлен Положением о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2008 № 694 (далее – Положение).
Таким образом, в отношении представителей государства в органах управления хозобществ речь ведется о назначении, а не об избрании, и на практике голосование по представителям государства, назначенным в состав набсовета хозобщества, не проводится.
Однако, по нашему мнению, назначение, а не избрание представителей государства в набсовет хозобщества может ущемлять права других акционеров. Так, в соответствии с п.5 Положения в органы управления хозобщества при возможности и с учетом его особенностей назначается не менее двух представителей государства, то есть максимальное число представителей государства, которое может быть назначено в набсовет, законодательством не определено.
Нам известны случаи, когда на основании указанной нормы в набсовет хозобщества было назначено число представителей государства, равное общему количеству членов набсовета указанного общества, при этом государству принадлежало менее 50 процентов акций указанного общества. В такой ситуации, поскольку голосование по кандидатурам назначенных представителей государства не проводится, в принципе годовое общее собрание участников не избирает членов набсовета. В другом хозобществе представителями государства, обладающего менее, чем 1 процентом акций данного общества, было назначено число представителей, превышающее половину количественного состава набсовета общества. При таком количестве представителей государства в набсовете практически все решения, принимаемые набсоветом, определяются только государством, мнение других акционеров на принятие решений не влияет. Вместе с тем к компетенции набсовета уставом общества могут быть отнесены важные для общества вопросы, в частности, такие, как определение стратегии развития хозобщества, принятие решения о крупных сделках, избрание директора. Другие акционеры, в том числе и крупные, по нашему мнению, в результате таких действий оказываются отстранены от участия в управлении обществом.
Однако судебная практика сложилась таким образом, что суды, учитывая отсутствие законодательного ограничения количества назначаемых представителей, не признают такие действия органа владельческого надзора злоупотреблением правом.
По нашему мнению, возможность государства назначать представителей государства в набсовет хозобщества в любом количестве влияет на имидж и инвестиционную привлекательность не только этого хозобщества, но и государства в целом, в связи с чем полагаем необходимым рассмотреть вопрос внесения в соответствующие акты законодательства изменений, определяющих процедуру назначения представителей государства в набсовет таким образом, чтобы они наравне с иными кандидатами в набсовет предлагались для голосования общему собранию участников и становились членом набсовета лишь в случае положительного решения общего собрания участников, либо ограничивающих число представителей государства, назначаемых в набсовет, в зависимости от размера доли в уставном фонде или количества акций, принадлежащих государству.
CЛЕДИТЕ ЗА НАШИМИ НОВОСТЯМИ И ПУБЛИКАЦИЯМИ В FACEBOOK